ИСТОРИЯ АНТАРКТИДЫ

История освоения Антарктиды

Открытие Антарктиды русскими моряками.

Инициаторами русской экспедиции для поисков Южного материка выступили Г.А. Сарычев, И. Ф. Крузенштерн и О. К. Коцебу. Их пред ложение получило одобрение Александра I в начале февраля 1819 г. И сразу же выяснилось, что времени осталось чрезвычайно мало: отплытие намечалось на лето того же года. Вот почему началась спешка и в состав экспедиции пришлось включить разнотипные суда шлюп «Восток» (985 т) и транспорт, переоборудованный в шлюп водоизмещением 884 т, получивший имя «Мирный»; оба корабля не были приспособлены к плаванию в полярных широтах.

Должность начальника экспедиции и капитана «Востока» долгое время оставалась вакантной. Лишь за месяц до выхода в море на нее утвердили военного моряка капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена, участника плавания И. Крузенштерна в 1803—1806 гг. Поэтому все труды по набору экипажей кораблей (около 190 человек), обеспечению их всем необходимым для длительного плавания и переоборудованию транспорта в шлюп легли па плечи лейтенанта М. II. Лазарева, командира «Мирного». Основная задача экспедиции определялась морским министерством как чисто научная: «открытия в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре». «Восток» и «Мирный» отличались не только размерами. «Мирный» был удобнее «…как по крепости своей, так вместительности и покою, писал М. Лазарев своему приятелю по возвращении ни плавания,— один лишь недостаток против «Востока»… был ход [14,8 км/ч и 18,5 км/ч]. Но для чего посланы были суда, которые всегда должны держаться вместе, а между прочим, такое неравенство в ходе, загадку представляю тебе самому отгадать, а я не знаю». 4 июля 1819 г. «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта и в декабре достигли о. Южной Георгии. Два дня моряки производили опись ее юго-западного берега и открыли небольшой остров, названный в честь лейтенант «Мирного» Михаила Анненкова. Взяв затем курс на юго-восток, экспедиция 22 и 23 декабря 1819 г. открыла три небольших вулканических острова (группа Маркиза де Траверсе, в честь русского морского министра). Двигаясь далее к юго востоку, суда достигли «Земли Сандвича», открытой Д. Куком. Она оказалась архипелагом, за которым Ф. Беллинсгаузен оставил с некоторым изменением старое название — Южные Сандвичевы о-ва. Русские моряки первые установили их связь с другими островами и скалами Юго-Западной Атлантики и указали на наличие подводного хребта между ними.

Второй период географического исследования Антарктиды.

В 1820—1821 английские и американские зверопромышленные суда (руководители Э. Брансфилд и Н. Палмер) находились близко к Антарктическому полуострову (Земля Грейама). Плавание вокруг Антарктиды и открытие Земли Эндерби, островов Аделейд и Биско совершил в 1831—33 английский мореплаватель Дж. Биско. Но настоящий прорыв произошел в период с 1838 по 1842 годы, когда три экспедиции из разных стран смогли впервые высадиться на территорию ледового материка и провести большие по объему и интересные научные исследования. Французская экспедиция под командованием Ж. Дюмон-Дюрвиля высадилась на территорию так называемой Земли Адели, а также открыла Землю Луи Филиппа, Землю Жуанвиля и Землю Клари. Американцы под командованием Ч. Уилкс, окрестили территорию открытую ими Землей Уилкса. Третьим героем оказался англичанин Дж.Росс, который назвал открытый им район суши в честь своей королевы — Землей Виктории, ему удалось также впервые пройти вдоль гигантского шельфового ледника Росса, вычислила местоположение Южного магнитного полюса. После этих плаваний в Антарктиде наступил пятидесятилетний период затишья. Интерес к ней возрос в конце 19 века в связи с тем, что из-за хищнического истребления уменьшилось количество китов в Арктике. В Антарктике побывало несколько экспедиций: шотландская на судне «Валена» (1893), открывшая Землю Оскара II, позже так названную норвежской экспедицией на «Язоне» и «Антарктике» (1893—94); последняя обнаружила Берег Ларсена и осуществила высадку на берег Антарктиды в районе мыса Адэр; бельгийская (1897—99) под руководством А. Жерлаша, зимовавшая в Антарктике на дрейфующем судне «Бельжика», и английская на «Южном Кресте» (1898—99), организовавшая зимовку на мысе Адэр (начало зимовки К. Борхгревинк).

Период изучения побережья Антарктиды (1900—1955). В 1901—04 гг наряду с морскими исследованиями английская экспедиция Р. Скотта от пролива Мак-Мердо предприняла первое крупное санное путешествие в глубь Антарктиды (до 82°17′ ю. ш.. Немецкая экспедиция Э. Дригальского провела зимние наблюдения у побережья открытой ею Земли Вильгельма II. Шшотландская океанография, экспедиция У. Брюса на судне «Скоша» в восточной части моря Уэдделла обнаружила Землю Котса. Французская экспедиция Ж. Шарко на корабле «Франсе» открыла Землю Лубе. Но всемирное внимание к Антарктиде привлекло соперничество путешественников, стремившихся первыми достичь Южного полюса. В 1908 англичанин Э. Шеклтон от Мак-Мердо прошёл до 88°23′ ю. ш.. В сезоне 1911-12 годов сразу две сильные команды поставили своей целью достижение Южног полюса. Следуя от восточной части Барьера Росса, норвежец Р. Амундсен впервые (14—16 декабря) достиг его 14 декабря 1911г. Англичанин Р. Скотт с товарищами совершил пеший поход от Мак-Мердо и вторым (18 января 1912) достиг Южного полюса. На обратном пути Р. Скотт и его спутники погибли. Австралийская экспедиция Д. Моусона с двух наземных баз в 1911—14 производила изучение шельфовых ледников Восточной Антарктиды.

В 1928 в Антарктиде впервые появился американский самолёт. В 1929 Р. Бэрд от созданной им базы Литл-Америка совершил полёт над Южным полюсом. С воздуха была открыта также Земля Мэри Бэрд. Морская и наземная Британо-австрало-новозеландская экспедиция (БАНЗАРЭ) в 1929—31 провела изучение Берега Нокса и открыла к Западу от него Землю Принцессы Елизаветы. В период 2-го Международного полярного года (МПГ) в Литл-Америка работала экспедиция Р. Бэрда (1933—1935). Во время санных походов и с самолёта ей удалось провести гляциологические и геологические исследования в горах Земли Королевы Мод и Земли Мэри Бэрд. Р. Бэрд провёл одиночную зимовку на первой выносной метеорологической станции в глубине шельфового ледника Росса; в 1935 первый трансантарктический полёт (от Антарктического полуострова в Литл-Америка) совершил Л. Элсуорт. Развившийся в А. после 1-й мировой войны китобойный промысел потребовал изучения биологической жизни океана. С этой целью английский «Комитет Дисковери» осуществил ряд океанографических рейсов. В 1933—37 на судне «Торсхавн», следуя вдоль побережья, экспедиция Л. Кристенсена открыла Берег Леопольда и Астрид, Берег Принца Харальда и Землю Ларса Кристенсена. Исследование побережья проводили экспедиции: Дж. Римилла (1934—37) на судне «Пенола», которая уточнила состав территории Антарктического полуострова, совершила первое его пересечение и открыла пролив Георга VI; А. Ритшера (1938—39) на судне «Швабенланд», которая произвела воздушную разведку нового горного района Земли Королевы Мод; Р. Бэрда (1939—41), исследовавшая с воздуха пространство от ледника Бирдмора до ледника Шеклтона.

В 40—50-х гг. 20 в. в Антарктиде создаётся сеть наземных станций и баз для изучения краевых частей материка. Экспедиции США «Хайджамп» (1946—47) и «Уиндмилл» (1947—48) на судах и самолётах производили аэрофотосъёмку участков побережья между Литл-Америка и Антарктическим полуостровом, Литл-Америка и Землёй Уилкса, астрономо-геодезические работы, открыли Берег Котса и оазис Бангера. Англо-шведско-норвежская экспедиция (1950—52) во внутренних районах Земли Королевы Мод сейсмическими приборами определила мощность ледяного покрова, обнаружила новые горные цепи, произвела аэрофотосъёмку значительной территории.

Резкая интенсификация изучения природы Антарктиды произошла в послевоенное время, это было связано с активным включением в этот процесс Советского Союза. Возникшая конкуренция с мощным соперником, который в своих исследованиях опирался на многолетнюю практику работы в Арктике, оживила работу других стран, прежде всего США. К счастью, все возникшие при освоении материка удалось решить за столом переговоров. Достаточно длительный период в истории можно характеризовать, как период согласованных систематических исследований Антарктиды (1955 – 1990).

Активное включение СССР в изучение и освоение Антарктиды было приурочено проведению Международного Геофизического Года. В период подготовки к МГГ 11 стран создали на ледниковом щите, островах и побережье 57 баз и пунктов, откуда производились внутриконтинентальные походы и комплексные научные наблюдения. В 1955—58 СССР осуществил две морские и зимовочные экспедиции (руководители М. М. Сомов и А. Ф. Трешников) на судах «Обь» и «Лена». Были построены научная обсерватория Мирный (открыта 13 февраля 1956), станция Оазис, внутриконтинентальные станции Пионерская, Восток-1, Комсомольская и Восток, проведены океанографические рейсы. США осуществили две экспедиции с участием военно-морских и воздушных сил: «Дипфриз I» и «Дипфриз II», создали базу в Мак-Мердо, станции: Амундсен-Скотт (Южный полюс), Бэрд, Халлетт и Уилкс. Синхронные наблюдения по программе МГГ, а затем в периоды международного геофизического сотрудничества (1959—65), проведённые в А. впервые, сочетались с далёкими походами и полётами в глубь Антарктиды. В 1957—67 советские учёные осуществили 13 морских и зимовочных экспедиций в Антарктиде., вели наблюдения на старых станциях и создали новые — Советская, Лазарев, Новолазаревская, Молодёжная и в 1968 основали на Южных Шетлендских островах станцию Беллинсгаузен. Наиболее важные внутриконтинентальные походы советских санно-тракторных поездов из Мирного: в 1957 на Геомагнитный полюс (руководитель А. Ф. Трешников), в 1958 на Полюс относительной недоступности (руководитель Е. И. Толстиков), в 1959 — на Южный полюс (руководитель А. Г. Дралкин), в 1964 со станции Восток на Полюс относительной недоступности и станции Молодёжная (руководитель А. П. Капица) и в 1967 по маршруту Молодёжная — Полюс относительной недоступности — станция Плато-Новолазаревская (руководитель И. Г. Петров). В походах производились сейсмические, гравиметрические, геодезические и гляциологические работы, позволившие установить, что коренной рельеф Восточной Антарктиды более сложный, изрезанный, чем это представлялось ранее. Советские морские экспедиции, проходившие параллельно с зимовочными, изучали водные массы и биологическую жизнь Южного океана, вели аэрофотосъёмку большей части побережья Восточной Антарктиды, результатом которой явилось составление точных карт.

Учёные США, кроме стационарных наблюдений, выполнили ряд внутриконтинентальных походов на вездеходах в Западной Антарктиде по маршрутам: в 1957 Литл-Америка — станция Бэрд — станция Сентинел; в 1958—59 станция Элсуорт — массив Дюфека — станция Бэрд (руководители В. Андерсон и Эд. Тилл); в 1960 — станция Скотт — горные районы Земли Виктории — станция Халлетт (руководитель Ван Дер Ховен); в 1961 — Мак-Мердо — Южный полюс (руководитель А. Крэри); в 1962 станция Бэрд — станция Ски-Хай — Земля Элсуорта. В программе исследований преобладали гляциологические и картографические работы. Морские экспедиции США «Дипфриз» обследовали побережье и воды Западной А. В результате геофизических и гляциологических исследований американские учёные выяснили характер подлёдного рельефа Западной Антарктиды. Значительные работы в Антарктиде провели учёные других стран.

В 1957—58 англичане совместно с учёными Н. Зеландии осуществили под руководством В. Фукса и Эд. Хиллари первое пересечение Антарктиды на тягачах через Южный полюс от моря Уэдделла к морю Росса. Со станции Моусон австралийские учёные организовали походы в глубь Антарктиды (руководители К. Мазер и Ф. Лоу). Со станции Бодуэн бельгийцы провели несколько походов по ледниковому щиту (руководитель Жерлаш); на станциях Шарко и Дюмон-Дюрвиль работали французские учёные.

Развитию исследований А. по согласованной программе способствовал заключённый в 1959 договор об Антарктиде. Это уникальный документ, который свидетельствует о возможности решения сложнейших вопросов путем переговоров и нахождения разумных компромиссов. 1 декабря 1959 г. 12-ю государствами, включая СССР, был подписан Международный договор об Антарктике, гарантировавший свободу научных исследований всех стран-участниц договора и обязательство использовать антарктическую зону к югу от шестидесятой параллели исключительно в мирных целях. Международное сотрудничество в Антарктике оказалось очень плодотворным. Действуя в духе согласованных решений, экспедиции различных стран осуществляют непосредственный обмен учеными, информацией, оказывают друг другу необходимую помощь. Более сорока лет российские ученые работают в южно-полярной области. Ежегодно к берегам Антарктиды отправляются суда Российской Антарктической экспедиции для продолжения обширного комплекса научных наблюдений. В настоящее время в Антарктиде работают 5 российских постоянно действующих станций: Мирный, Новолазаревская, Беллинсгаузен, Восток и Прогресс. Для снабжения внутриконтинентальной станции Восток — полюса холода нашей планеты, где в июле 1983 г. была зафиксирована самая низкая на Земле температура -89,2°С, ежегодно из обсерватории Мирный вглубь континента отправляются санно-гусеничные поезда. На карте Антарктики появились сотни новых географических названий. В 1968 г. коллективом отечественных ученых был создан единственный в своем роде «Атлас Антарктики», которым пользуются исследователи всего мира.